Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Икона богородицы «умягчение злых сердец» (семистрельная)

Значение иконы «Всецарица»

Но ее значение заключается не только в этом.

По преданию, в давние времена в храм, где находилась эта икона, вошел странный юноша, который начал не молиться перед образом, а шептать нечто непонятное. И вдруг от лика Богоматери изошло свечение, подобное молнии, и юношу отбросило назад так, что он упал. Когда прихожане и монахи подняли его, он признался, что занимается колдовством и решил проверить на иконе его силу. С тех пор укрепилось значение иконы «Всецарица» как защитницы от разного рода магии и колдовства.

Слава о чудотворной силе Пантанассы распространилась еще шире, когда в 1995 году Ватопедская икона была доставлена с Афона в Россию, чтобы ей могли поклониться  и наши православные. Сделанный с иконы список передали в Московский детский онкологический центр, где Царица Небесная сразу же помогла – улучшилось состояние детей, больных раком, а в праздник Пресвятой Богородицы началось мироточение иконы, распространявшее дивное благоухание.

Такое же действие Пантанассы было отмечено в онкологическом диспансере Краснодара, когда в женский монастырь при диспансере в 2005 году был передан точный список Ватопадской иконы.

Икона Божьей Матери «Всецарица»

Икона Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. На их лицах – особый след, который приносит с собой лечение. Это и особенная бледность, которую ни с чем не спутаешь, и редкие ломкие волосы, и взгляд, усталый и устремленный за те горизонты, за которые обычные люди заглядывать боятся.

Икона Богородицы «Всецарица»

Больные раком и близкие больных раком приходят к Богородице, чей образ носит имя «Всецарица», или, по-гречески, «Пантанасса».

Всецарица! Так обращается к ней гимнограф в первом каноне «Богородичника»

«Ужасошася страхом, Всецарице, ангельская чиноначалия, хваляще Тя: поет же благости ради всяк ум, яко Матерь Зиждителя: похвалы бо всякия превозшла еси чин, Христа рождши»

Богородица, олицетворяющая Церковь, восседает на престоле – символе вселенной, мира, населенной земли, ойкумены. Четыре конца света, четыре, четыре главные созвездия – так, «четвероконечным», воспринимали мир древние. Отзвук этого сохранился в удивительном Каноне Честному Кресту, входящему в ежедневное монашеское правило.

«Четвероконечный сый мир, и яко триобоюдный меч, начала тмы сечеши, нами воображаемь, Кресте, оружие великое Христово, и непобедимое победительство всесильное».

«Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолов благолепие и мучеников крепость, немощных здравие показался еси, мертвых воскресение, падающих воздвижение». (Канон Честному Кресту)

Крест Ее Сына. Он здесь, Отрок, чертами лица повторяет Материнские. Он – Сын Мариин.

«И светлым облаком являет высота, Кого под сердцем Ты, Пречистая, таилаИ Чьи черты Тебя напомнили с креста».

(Владимир Микушевич)

Тайны Страстной седмицы. Страсти Иисуса Христа

В сиянии золотого хитона видна длань Его – из плоти и крови. Сын стал Человеком, приобщаясь человеческой плоти и крови – чтобы «удобее восприять страдание». Он причастился нашей природы – в смерть Свою, для того, чтобы мы причащались Его Тела и Крови – в жизнь истинную.

Да! Отпускай на свободу измученных,Отрок, чье имя прекраснее всех.в горы взойди неприступными кручами,в старости Сарре дарующий смех.

Крылья голубки распахнуты в стороны —лето Господне, и колос, и песнь!Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною —слышатся зовы, и голос, и весть. 

Дождь — на руно, и завет Его — радугой,петь Его, слышать и видеть весь день!Да! Он ведет, Он берет тебя за руку —пальцы влагая в следы от гвоздей.

Сам Он — чудесней видений и знамений,в старости Сарре дарующий смех,явленный Боже и Боже являемый,Отрок, чье Имя прекраснее всех.

Совершилось желание Его и исполнилось. Крест претерпел Он и смерть «упразднил» – опустошил, выпустил из ее ненасытного чрева всех томящихся, дал им вкусить Хлеба Жизни.

«Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь» (Благодарственная молитва св. Василия Великого после Святого Причащения).

И уже нет ни неба, ни земли – ангелы символизируют преодоление этой преграды, касаясь крылами и неба и земли за Престолом Сына на руках Материнских.

Церковь хранит «лекарство бессмертия» (сщмч. Игнатий Богоносец) – врачующую Плоть Христа и Кровь от пречистого ребра Его, Отрока, пострадавшего за исцеление всех, Отрока, чьи раны, как источники, родники воды сладкой, источили измученным исцеление.

И тайна Церкви в имени Богородицы – Всецарицы: Христос царствует!

«Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен» (Канон Пасхи).

Христос царствует! – так восклицали христиане Древней Церкви, приговоренные к смерти на аренах римских цирков от мечей гладиаторов и зубов зверей.

Христос царствует! – и Церковь Его свидетельствует об этом.

Свет Воскресения бьет в низкие, надземные окошки наших ветхих домишек, бьет, прорываясь снопами лучей чуда и надежды там, где нет сил уже надеяться на чудо.

«Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй» (Канон Пасхи).

Свет Воскресшего Христа, раздающего Себя всем – «просто и без упреков» (Иак.1:5) в Таинстве Тела и Крови – это свет Церкви, царствующей в мире.

Ни мрамору, ни гранитуне хоронить мертвецов —Ударил Он смерть в ланиту,Увидел Он смерть в лицо.

Не будет землей покрытоСвятое Твое тавро,Ударивший смерть в ланиту,Пронзенный смертью в ребро.

Теперь никакой разлукеНавек не сомкнуть кольцо —Дал осязать Свои рукиУвидевший смерть в лицо.

Икона Богоматери «Троеручица»

В Ионинском монастыре в Киеве находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ был написан в середине ХІХ века по заказу преподобного Ионы и был у него келейным. Икона находилась со старцем Ионой и в Никольском монастыре, и затем в Выдубецком монастыре, а когда был устроен Ионинский, заняла место на правой колонне храма.

Икона Богоматери «Троеручица» – любимый образ преподобного Ионы Киевского

Образ прославился многими случаями и исцелений и чудотворений, его особенно почитал старец Иона.

Вот один из впечатляющих случаев. В 1918 году, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки между разными политическими революционными силами, в то время, когда у власти было правительство гетмана Скоропадского, на оружейных складах на Зверинце, расположенных в непосредственной близости от обители, произошел страшный взрыв. Взорвались склады боеприпасов всего Юго-Западного фронта времен Первой мировой войны.

Сейчас уже не установить, была ли то диверсия или просто небрежность хранения смертоносных материалов. Но во время взрыва пострадало множество людей, было разрушено огромное количество домов и строений. И икона «Троеручица» предупреждала киевлян о грядущем трагическом событии. Накануне взрыва во время вечернего богослужения и братия монастыря, и многочисленные прихожане видели икону плачущей. И только на следующий день, после взрыва, люди уразумели, о чем скорбела Пресвятая Богородица.

И сегодня братия монастыря и прихожане надеются, что Божья Матерь, Которая любит всех, Которая молится о тех, кто нуждается в Ее помощи, помилует и Киев, мать городов русских, и Украину, и защитит верных Господу людей от скорбей, постигших народ Украины, и те тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, благополучно прекратятся.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» написана в характерном стиле украинской иконописи середины XIX века. Если внимательно ее рассмотреть, увидим, что на полях написаны так называемые клейма с изображениями небесных покровителей преподобного Ионы и его родителей. Они написаны очень тщательно, профессионально и с любовью. Это свидетельствует о том, что икона была написана в одной из монастырских иконописных мастерских Киева. Увидеть икону и приложиться к ней можно на том же самом месте, где сто лет назад ее расположил преподобный Иона.

У «Троеручицы» в Киевском Троицком Ионинском монастыре

Вообще «Троеручица» – одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии. Это святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается от других подобных икон левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери).

С этим образом связано несколько преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон.

Согласно одному из преданий, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин. В благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе, за что она и получила наименование «Троеручица».

Согласно другому преданию, иконописец дважды стирал с нее изображение третьей руки, а оно снова и снова проявлялось на доске. И лишь потом во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству».

Несмотря на противоречия в возникновении образа Богоматери «Троеручицы», смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

По молитве перед «Троеручицей» отступает тоска и горестные мысли. Также этот образ Богородицы особенно почитают те, кто занимаются ремеслами.

Отношение Богородицы к людской боли

Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».

То же самое и для Богородицы. Поэтому Она всегда помогает.

Митрополит Вениамин Федченков однажды служил молебен о дожде и не верил, что дождь пойдёт после молитвы. Он обратился к Владычице и услышал внутри себя Её голос: «Молись во имя Сына Моего». И дождь пошёл.

Владычица – самая смиренная. И помощь Её смиренна и незаметна, как постоянная помощь мамы. Христос на Кресте просил Её, чтобы Она стала мамой для всего людского рода. И Богородица согласилась. Она нас реально считает детьми Своими.

Рассказала об этом Светлана Г. из Мариуполя, которая устраивает там паломнические поездки по святым местам. Однажды к ней подошла матушка священника и спросила, будут ли они заезжать на могилу старца Николая Гурьянова. Узнав, что будут, матушка поехала с ними, а в дороге рассказала свою историю Светлане.

Случилось это в селе под Херсоном – туда отправили служить священника с матушкой. Храм в селе был перестроенным из старого сельского клуба, и в нём ничего не было: ни икон, ни иконостаса, ни подсвечников, ни свечей, даже с богослужебными книгами были трудности. И еды у них почти не имелось, только то, что приносили прихожане. Матушка Наталья каждый вечер плакала и молилась Богородице, чтоб Она всё нужное послала. Матушка боялась, что люди не будит ходить, так как в храме ничего нет. Однажды днём к дому подъехала дорогая машина, водители спросили: «Где матушка Наталия?».

Она испугалась и говорит: « А зачем вам матушка? Может, вам батюшку? Он в храме».

Но они отвечают: «Нет, нам матушку».

Она: «Матушки нет». Приехавшие возвратились в машину и сидят, ждут. Больше часа прождали, а матушке стало стыдно, думает: «Какая же я христианка, побоялась, что убьют», вышла к ним и говорит: «Вы меня простите, я испугалась. Матушка – это я».

А они: «Вот хорошо, а мы предприниматели, к Вам от батюшки Николая Гурьянова».

Она: «А кто это?»

Предприниматели: «А вы не знаете? Такой хороший батюшка! Сказал к Вам заехать, где Вы живёте, описал, как Вас найти, и велел Вам привезти вот это. Они достали из багажника всё то, о чем матушка просила у Богородицы.

Человек не становится святым только потому, что стыдится жить по-христиански и потому не имеет решимости. «А что обо мне подумают, если я не отвечу злом на зло?», «А точно ли Бог позаботится обо мне, если я буду искать Царства Небесного?», «А не посчитают ли меня дураком, если я в наше время буду вести себя по-евангельски?».

Владычица никогда не стыдилась жить праведно и не боялась, что над ней кто-то будет смеяться. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что простота – это не смотреть на людей, не думать, что о тебе подумают, но быть светлым ко всем. Как говорят отцы: «Лучше ошибиться в любви, чем в её отсутствии».

История иконы

История чудотворного образа уходит корнями в далекий XIV век. 1311 год ознаменовался тем, что епископом Ростовского княжества стал Прохор, назначенный митрополитом всея Руси Петром. У преподобного была традиция – каждое лето обходить свои края, спускаясь по Волге до самого Ярославля. На третий год своего правления он снова отправился в путь и не дойдя совсем чуть-чуть до назначенного города, остановился переночевать у места, где река Толга сливается с Волгой.

Августовская ночь была жаркой, и епископу с трудом удалось уснуть. Однако ровно в полночь Прохор внезапно пробудился от яркого сияния. На противоположном берегу ясное звездное небо озарял огромный огненный столб, рядом с которым стояла Богоматерь с Младенцем на руках. Вскоре пламя перекинулось через реку, образовав некое подобие моста. Ведомый незримыми силами, преподобный отправился прямиком к Приснодеве, ступая по пылающей переправе и не ощущая жара. Стоя на коленях перед Божией Матерью, Прохор молился до первой зарницы, пока его не обнаружили следовавшие с ним слуги. Там же был найден епископский жезл и богородичная икона, ныне именуемая Толгской.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Узрев в происшедшем Божий знак, епископ наказал возвести на месте обретения святого образа церковь. Работа шла очень быстро, храм отстроили всего за один день и уже к вечеру освятили во имя Пресвятой Богородицы. Чудеса начали случаться сразу же после того, как он открыл свои двери первым прихожанам – многие больные исцелились от мучимых их недугов. В этом же году поблизости был основан Толгский мужской монастырь, просуществовавший до начала ХХ века.

После революции, когда к власти пришли большевики, обитель разграбили и закрыли, а на ее месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Практически все святыни были уничтожены безбожниками, однако богородичный образ чудом удалось спасти. Его отдали на хранение Ярославскому художественному музею, где он пробыл почти шестьдесят лет.

После открытия святыни чудотворный лик вернули монахиням. Долгое время он занимал почетное место среди других икон, пока не был официально передан Третьяковской галерее. Несмотря на то что оригинал находится в экспозиционном зале музея, поклониться можно и спискам Толгской иконы. Самые известные копии являются достоянием:

  • Успенского собора (г. Ярославль);
  • Высоко-Петровского монастыря (г. Москва);
  • Нежинской Введенской обители (г. Нежин).

Почтить чудотворный лик можно в любой день, однако официальной датой празднования богородичного образа является 21 августа.

История обретения

Предание сохранило историю появления «Семистрельной» (список на холсте датируется 18 в., но оригинал был более древним, считается, что ему минимум 500 лет). Один вологодский крестьянин страдал от болезни ног, которая не давала ему нормально ходить. В видении он услышал повеление подняться на колокольню церкви во имя Иоанна Богослова. Там хранились старые иконы, среди которых мужчина должен был отыскать образ Богородицы и сотворить молитву.

Далеко не сразу церковное начальство благословило страдальца начать поиск — без разрешения на колокольню можно подниматься лишь на Светлой седмице. Святой лик оказался прямо под ногами — одна из ступенек лестницы был сделана из старой иконы. Заметив такое святотатство, священники достали икону и поместили в храме. Крестьянин же, помолившись, стал здоров. И сегодня икона «Семистрельная» для верующих имеет большое значение. Она напоминает о том, что каждый грех, любое злое слово или даже мысль больно ранят Богородицу в самую душу.

Считается, что сегодня этот образ находится в храме Праведного Лазаря в Вологде. Старая же церковь, где он был обретен, не сохранилась, остался лишь поклонный крест. Сюда верующие совершают паломничества. По композиции, цветовому решению обе иконы очень похожи, поэтому возле них можно читать одинаковые молитвы.

Довольно древний образ «Умягчение злых сердец» был обретен во время 2-й мировой. Было это на правом берегу Дона, где сражались итальянцы, выступавшие за Германию. Солдаты союзников и нашли в одном из разрушенных домов икону, передали ее капеллану. Местные жители утверждали, что ранее образ находился в Белогорском монастыре.

Во время отступления в 1943 г. священник забрал икону к себе домой. На родине в Венеции была выстроена особая часовня. Сюда до сих пор приходят русские, чтобы помолиться своей «Мадонне с Дона».

О чем просят перед образом

Молитвой «Умягчение злых сердец» обращаются за защитой от враждебных людей, интриг, обид, заговоров. Она помогает унять собственную злость, нетерпимость, раздражение в общении с неприятными людьми. Молитва улучшает взаимопонимание с окружающими и восстанавливает душевное равновесие. Перед иконой молятся от одиночества, об обретении милосердия, терпения, исцелении психических и физических недугов.

Молитва «Умягчение злых сердец» отводит дурной глаз, бесовские козни.

Защищает при рабочих конфликтах

Если на работе установились напряженные отношения между сотрудниками и начальством, молитва в начале рабочего дня поможет чувствовать назревающий конфликт, не поддаваться на провокации.

Для сохранения собранности и ясности мысли нужно установить небольшую икону Богородицы со стрелами перед собой на столе и мысленно обращаться к ней в трудных ситуациях. Она поможет проще относиться к нападкам окружающих, перестать раздражаться по мелочам. Спокойствие и ясность разума позволят сосредоточиться на работе, меньше ошибаться, не вызывать гнев начальства. Обращенная ликом к агрессивно настроенному человеку, икона «Умягчение злых сердец» укротит его злобу.

Бытовые и семейные ситуации

Обращение к Богородице с молитвой «Умягчение злых сердец» налаживает взаимопонимание между близкими родственниками: братом и сестрой, детьми и родителями. Также она окажет помощь в налаживании отношений при знакомстве с родителями жениха, невесты.

Если в семейных отношениях наступил кризис, и стало трудно находить компромиссы в спорах, молитва поможет быстрее простить мужа или жену. Черствость и категоричность скорее покинут сердце супруга. Появится возможность сделать первый шаг навстречу, и в семью вернутся мир, любовь и понимание.

Молитва поможет наладить добрососедские отношения. Если рядом поселились шумные, неаккуратные, непорядочные соседи, не реагирующие на просьбы, следует помолиться об их смягчении, вразумлении и о собственном покое, чтобы гнев не застилал глаза. Вероятно, после молитвы получится мирно поговорить с соседями или они съедут. А может, появится возможность удачно переехать в более спокойное место.

С помощью молитвы можно защитить ребенка от нападок сверстников и предвзятости учителей. Молитва об умягчении злых сердец поможет остановить рукоприкладство в семье. Человек, за которого молились, перестанет поднимать руку на ближних и раскается.

При неожиданных злых спорах и ссорах

Вспышки гнева возникают в местах большого скопления людей: в общественном транспорте, на празднике, в очереди перед кассой в супермаркете, в дорожной пробке. Иногда ссора на ровном месте возникает из-за разных политических взглядов, плохого обслуживания в ресторане или гостинице. Когда кажется, что решения нет, и скандала не избежать, нужно мысленно обратиться к Богородице с просьбой о смягчении злых сердец. На этот случай нужно носить на шее иконку-кулон. Прикосновение к ней и краткое обращение поможет отрезвить хотя бы собственный разум, уйти от ненужного спора или быстро найти решение.

Помогает от врагов

Молитву читают для защиты от неприятеля во время войны. К иконам Богоматери со стрелами обращаются с просьбами о заступничестве, чтобы иностранные захватчики не вошли в города и села. Воинов молитва оберегает от пулевых и ножевых ранений. Военачальникам она поможет найти общий язык и договориться о мире.

Часто лучшим другом становится бывший враг. При первом знакомстве с человеком возникает взаимная неприязнь, но при этом с ним приходится постоянно сталкиваться по работе или в быту. Неприятие может быть вызвано высоким или низким социальным положением, образом жизни, привычками

Молитва поможет преодолеть предубеждение, увидеть человека с хорошей стороны и обратить внимание на собственное поведение. В ответ на доброе отношение «враг» неожиданно ответит взаимностью

Молитва иконе «Умягчение злых сердец» защитит жилище от непрошеных гостей. Если гость войдет с нечистыми помыслами, ему будет невыносимо находиться в доме, и он быстро уйдет.

Случаи чудесной помощи греческого лика

Многие очень быстро получают просимое, ещё не успев закончить молитву, возможно именно поэтому, эту икону называют ещё «Скоропослушницей».

Елена Николаевна из Санкт-Петербурга молилась перед образом Богородицы Геронтисса за своего сына. У него «на носу» были важные экзамены в институте, а подготовиться к ним в полной мере не удавалось из-за работы.

Через время она пришла в храм снова, чтобы поблагодарить заступницу, т.к. испытание закончилось благополучно.

Мария и Сергей из Екатеринбурга были женаты более 3-х лет, но зачать ребенка не удавалось. Через многое им пришлось пройти – бесконечные посещения врачей со значительными материальными затратами, разочарования и слёзы.

Икона Богородицы «Старица»

Все усилия оказались наспрасными. Кто-то из воцерковленных друзей посоветовал сходить в церковь и приложиться иконе к Пресвятой Богородицы. Хотя супруги не очень в это верили, но больше обратиться им было не к кому. Несколько раз они приходили в храм, а потом рассказали о чудесной новости – у них будет ребенок.

Евгений из Армавира, несколько месяцев не мог найти работу. Где-то задерживали зарплату, на новое место не брали из-за возраста. Случайно зайдя в храм, он подошел к иконе Геронтисса и долго молился. Через неделю его пригласил к себе на работу его давний знакомый.

В чем помогает Толгская икона Божией Матери

Богородичный лик очень почитаем православными христианами, так как помогает исцелиться не только духовно, но и физически. К чудотворному образу стекаются паломники со всех уголков страны, чтобы обратиться к Приснодеве с самыми разными проблемами:

  • победить тяжелую болезнь;
  • укрепить веру;
  • помочь наставить на истинный путь;
  • поправить свое материальное положение;
  • познать долгожданное счастье материнства;
  • найти мужа/жену;
  • обрести лад в семье;
  • избавиться от алкогольной, никотиновой или наркотической зависимости.

Часто к Толгской Богородице обращаются, чтобы получить прощение за совершенные грехи. Перед Ней искренне каются и просят спасти обуреваемую страстями душу. Если слова идут от чистого сердца, Божья Матерь никогда не отказывает просящему, ходатайствуя за него перед Всевышним.

Вознеся молитвы к святому лику, оставьте у иконы небольшой дар либо символическое денежное пожертвование.
Совет автора
К чудотворному образу стекаются паломники со всех уголков страны

Икона Богородица Сердечная

Икона Панагия Кардиотисса в Критском монастыре — это копия, написанная неизвестным художником в 1795 году. Божья Матерь в темно-красном одеянии и темно-синем хитоне восседает на троне. Она держит Божественного Младенца перед собой, а рядом с ней и Богомладенцем изображены Пророки Давид, Соломон, Исаия и Аввакум.

Несмотря на то, что автор остался для истории неизвестным, эта икона, как и «первая» от Лазаря, обладает чудодейственными и исцеляющими свойствами. Люди ради нее и приезжают в монастырь, чтобы дотронуться и помолиться. Отмечено, что от самых горячих просьб и молитв у Богородицы «выступают» слезы.

Последняя неудачная попытка кражи иконы произошла в 1892 году. Воры украсть-то украли, но по дороге почему-то бросили. Реликвию тут же доставили обратно в монастырь в составе группы верующих.

Описание иконы

По тому, как выглядит икона «Всецарица», сразу можно определить, что Богоматерь представлена здесь в образе Царицы Небесной, восседающей на богато украшенном престоле с Иисусом на коленях. Одеяние Богородицы багряного или пурпурного цвета, характерного для царских одежд; иногда на Ее главе корона. Покрывало Богоматери украшено тремя золотыми звездами – символами Ее «приснодевства»; левая рука поддерживает Сына, а правая обращена к Нему в молитвенном жесте.

Сам Иисус на иконе Божией Матери «Пантанасса» предстает в образе не Младенца, но Божественного Отрока в золотом одеянии. В Его левой руке свиток с Евангелием, а правая поднята с перстами, сложенными для благословения.

Позади престола стоят два архангела. Согласно иконописному канону, их изображают в виде прекрасных юношей в красивых одеждах, с крыльями за спиной и маленькими венцами в длинных кудрявых волосах. Венцы – это свидетельство того, что архангелы принадлежат к свите Царя Небесного, а развевающиеся за их головами ленточки («слухи») символизируют, что они всегда слышат волю Господа и готовы ее исполнить. Встречаются также иконы Всецарицы с клеймами, где изображены православные святые.

Обращают на себя внимание надписи около главы каждого святого, архангела и даже Самой Богоматери и Иисуса. Согласно решению VII (Никейского) Вселенского собора (787 г.), образ на иконе обязательно должен быть подписан, даже если это икона одного святого

По традиции, надписи на греческом языке и сокращенные. Так, у образа Богородицы ставятся буквы МР (Матерь Божья), Иисуса — IC XC (Иисус Христом), святых – их имена.

Описание святого образа

О том, кто является автором Толгской иконы Божией Матери, ведется много споров. Тем не менее большинство исследователей уверены, что вышла она из-под кисти византийского и русского иконописца – Феофана Грека.

Холстом для оригинала послужила деревянная доска из липы, размерами 140х90 см. На ней изображена Приснодева с Младенцем, восседающая на троне, разрисованном причудливым орнаментом. Дева Мария облачена в красные, струящиеся одежды, украшенные жемчугом и серебром. Над головой Ее сияет золотой нимб. Толгская икона поражает невероятной эмоциональностью, выраженной в печальном взгляде Богоматери – Дева Мария как будто скорбит за всем человечеством.

На левом колене Богородицы сидит маленький Иисус, одетый в синий плащ. Он прижимается личиком к щеке Божией Матери и обвивает ручками Ее шею. Весь Его образ исполнен любовью, а поза символизирует поддержку, которую Спаситель дает всем нуждающимся.

В верхней части чудотворного образа, по обоим бокам от Приснодевы, изображены архангелы Михаил и Гавриил. Небесные воины парят над Богоматерью и Младенцем, охраняя их от злых сил.

Однако не все списки Толгской иконы повторяют оригинал. В храмах также есть копии с поясным изображением Пресвятой Девы Марии. На иконах отсутствует трон, а Богоматерь удерживает Младенца Иисуса на весу левой рукой. Также хорошо заметно изменившееся выражения лица Спасителя – его взгляд наполнен страданием, а не прежним умилением.

Явленная икона Толгской Божией Матери

О чем молятся иконе Божией Матери «Всецарица»

Эта икона прославилась многими чудесными исцелениями уже в наше время. Как только она прибыла в Россию, сразу же последовало чудесное исцеление наркомана, за которого молилась его мать. После совершенного ею молебна обычно агрессивный сын сам попросил напиться святой воды, согласился пройти лечение и не просто вернулся к нормальной жизни, а глубоко уверовал и сам стал помогать наркоманам избавиться от губительной зависимости.

В 2012 году чудо исцеления от слепоты было даровано девушке, молившейся Пантанассе в Киево-Печерской Лавре. Но главный и самый страшный недуг, от которого ищут помощи у иконы «Всецарица», — это рак. Многим больным уже помог улучшить свое состояние, прочитанный перед иконой «Всецарица» акафист от рака. Молитва помогает также обрести духовные силы для борьбы с болезнью.

Молятся Всецарице и о защите от колдовства, магии, чародейства и воздействия нечистой силы.

Икона Богородицы «Прибавление ума»

В детстве дедушка рассказывал мне, что у Господа много есть помощников – святых и праведных старцев, пророков и сил бесплотных. Но наипервейшую помощь люди получают от Матери Господа нашего Иисуса Христа Девы Марии. Мы подолгу разговаривали с ним о том, как устроен этот мир. Дедушка Николай рассказывал, что всё, что нас окружает, сотворил Господь, и Его за это нужно благодарить.

Дедушка и сам умел чудесные вещи делать. Он реставрировал музыкальные инструменты и картины. Забавно было видеть, как к нему приносили поломанную скрипку, а он оживлял ее, вдыхал в нее жизнь, и через некоторое время она снова пела чудесные мелодии, то смеясь, то плача, и на душе становилось тепло и умиротворенно. И его всегда все благодарили!

Однажды принесли чудную картинку на доске. Красивая женщина с ребенком – будто кто их спеленал вместе в красивых красных одеждах. Очень хотелось мне ее рассмотреть поближе, и, приставив табурет, я полез за ней на книжный шкаф. Пришлось приземлиться на пол вместе с книжками, одна из которых больно ударила по коленке.

Вошедший дедушка усмехнулся в бороду и сказал: «Просить надо Богородицу, чтобы ума тебе прибавила».

Так я впервые познакомился с почитаемым, сегодня редким образом Богородицы «Прибавление ума» или «Подательница ума».

Икона Богородицы «Прибавление ума»

Это удивительный образ с удивительной историей и загадочной иконографией, привлекающий всех, кто его хоть раз увидел. Появившаяся на Руси еще в XVI веке, эта икона имеет свой древний прообраз. Помощник апостола Павла, апостол Лука был не только евангелистом, но и писал иконы. Он же, по преданию, создал и скульптуру Лоретской иконы Божией Матери, которая и стала впоследствии прообразом иконы «Прибавление ума». Несмотря на то, что потом было установлено, что автор статуи – не апостол Лука, тем не менее, создание им образа неоспоримо до сих пор: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

На Руси первые списки Лоретской иконы Божией Матери появились после возвращения послов князя Василия от папы Климента VII, который стремился распространить свое влияние и на русские княжества. И уже здесь был написал новый образ, который в народе стали называть «Прибавление ума».

Сказывают, что некий неизвестный художник заинтересовался исправленными книгами Патриарха Никона, в результате чего помешался рассудком. Когда болезнь отступала, он молил Пресвятую Богородицу о прощении и просил послать ему исцеление. Еще сказывают, что Пресвятая Богородица несколько раз являлась художнику, и он создал Ее образ, после чего болезнь отступила, вернулся рассудок и здравие.

Икона была написана в непривычной на то время манере. Пресвятая Богородица и Иисус Христос изображены окутанными пурпурным богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах иконы – лампады, под аркой – звездное небо. Именно облачением, скрывающим фигуры Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, икона напоминает свой прообраз – статую Лоретской Богоматери. Архитектурные детали в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.

Так ли это было или только вымысел народный, доподлинно неизвестно, а вот то, что многие от этой иконы получили помощь и вразумление – свидетельств более чем предостаточно.

Лично я верю, что именно благодаря молитве у этой иконы я поступил в художественную школу и на всю жизнь связал себя с искусством.

Икона эта редкая. В Киеве я знаю только один храм, где находится список образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» – в Храме Рождества Христове на Оболони.

Где можно найти оригинал и списки

Известие о чуде, случившемся под Августовым, не только обсуждалось во всех слоях российского общества. Художники и иконописцы отобразили событие в картинах и иконах. Первый вариант святого образа был напечатан через 2 месяца, в ноябре 1914 года, в журнале «Нева» одновременно с рассказом об Августовском явлении.

Весной 2015 года икона была распечатана в одесской типографии для домашнего богослужения. Верующие просили священнослужителей освятить списки, но сделать этого было нельзя. На протяжении 1915-1916 годов появилось еще несколько версий иконы. Образы создавались без благословения высших чинов РПЦ, но пользовались огромным спросом.

Московский митрополит Макарий благословил написание иконы в конце 1916 года. Было сделано 15 копий. События 1917 года помешали распространению списков со святого образа. С этого варианта иконы сохранилось 5 копий, одна из которых находится у потомков семьи Романовых в Канаде.

В Свято-Вознесенском Кременском монастыре (Волгоградская область, Клетский район) хранится один из списков с этой иконы, сделанный по заказу жен казаков, свидетелей явления Богородицы. На образе указана дата (1915 год) и фамилии 52 казаков Клецко-Почтовской станицы.

С 1918 по 1992 год икона находилась вне стен православного храма. Во время гонений на православие ее спас последний настоятель Свято-Вознесенской обители. Он прятал ее в пещерах на берегу Дона. После его смерти образ разъединили на 2 части, чтобы легче было сберечь от уничтожения. До 1992 года она находилась в недействующей церкви города Фролова (Волгоградская область).

В 1992 году здания бывшего Свято-Воскресенского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Августовская икона Божьей Матери была возвращена в обитель. В 2009 году в Еланском районе Волгоградской области было обнаружено еще одно изображение Августовского явления.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации